Представители барбизонской школы

Барбизонская школа состояла из художников-пейзажистов. Она была названа в честь местечка Барбизон - мелкой деревни в лесу Фонтенбло, где существенную часть времени проживали многие живописцы барбизонской школы. Пейзажи художников школы спокойные по цветовой гамме, они очень правдивы, но не лишены легкой романтической нотки. Произведения барбизонцев заложили основу, возникшего позже, импрессионистского течения, вытащили последователей школы и других художников из собственных комнат на природу.

 

Нарсис де ла Пенья. Приближение грозы

Нарсис де ла Пенья. Приближение грозы

 

Художники барбизонской школы опирались на работы таких выдающихся деятелей искусства как:

 

  1. Ян ван Гойен (https://risovanye.ru/yan-van-goyen);
  2. Якоб ван Рёйсдаль (https://risovanye.ru/yakob-van-ryoysdal);
  3. Ричард Паркс Бонингтон (https://risovanye.ru/richard-parks-bonington);
  4. Никола Пуссен (https://risovanye.ru/nikola-pussen);
  5. Клод Лоррен (https://risovanye.ru/klod-lorren);
  6. Мейндерт Хоббема (https://risovanye.ru/meyndert-hobbema).

 

Также на художников-барбизонцев повлиял ряд их современников, среди которых:

 

  1. Камиль Коро (https://risovanye.ru/kamil-koro);
  2. Эжен Делакруа (https://risovanye.ru/ezhen-delakrua);
  3. Гюстав Курбе (https://risovanye.ru/gyustav-kurbe).

 

Представители барбизонской школы

Итак, перейдем к художникам барбизонской школы, ее основателям и вдохновителям.

 

Теодор Руссо (https://risovanye.ru/teodor-russo). Основоположник барбизонского течения. Создавал свои картины и этюды во Франции, в том числе, много провел времени в Нормандии и Барбизоне. Самые значительные произведения мастера были написаны, когда он жил в обычной фермерской хижине в Барбизоне. Среди шедевров художника, стоит выделить: «Дубы в Апремоне» и «Выход из леса Фонтенбло. Закат», обе картины, на сегодняшний день, находятся в Лувре.

 

Теодор Руссо. Дубы в поселке Апремон

Теодор Руссо. Дубы в поселке Апремон

 

Жюль Дюпре (https://risovanye.ru/zhyul-dyupre). Живописцу был очень близок стиль Руссо, на творческое становление Дюпре большое значение оказала поездка в Англию и путешествие к видам Констебля, а также он знал другого барбизонца - Никола-Луи Каба. Случившееся позже, знакомство с Руссо, привнесло в произведения Дюпре много реализма. Вместе с Руссо он создавал картины до 1849 года, тогда и были нарисованы главные произведения Жюля Дюпре, среди которых: «Ланды» (1845—1850; Лувр), «Деревенский пейзаж» (1840—1844 г.; место хранения: Эрмитаж), «Старый дуб» (1845—1850 г.; Мериленд), «Вечер» (1840-е годы; хранится в ГМИИ).

 

Жюль Дюпре. Лесной пейзаж

Жюль Дюпре. Лесной пейзаж

 

Констан Тройон (https://risovanye.ru/konstan-troyon). Художник-барбизонец был знаком с Теодором Руссо и Жюлем Дюпре. Однако, в 1847 г. Он посетил Голландию и на него произвели громадное впечатление произведения художника Паулюса Поттера, тогда Тройон совершил творческий поворот от пейзажа к полотнам с животными. Его картины: «Быки отправляются на пахоту. Утро» (1855г.; хранится в Лувре) и «Отправление на рынок» (1859; хранится в Эрмитаже), остаются значимым наследием в живописи.

 

Констан Тройон. Вспашка

Констан Тройон. Вспашка

 

Анри Арпиньи (https://risovanye.ru/anri-arpini). Карьера живописца началась лишь в 27 лет. Однако, картины Арпиньи были оценены и хорошо восприняты в салонах Франции за их техническое исполнение и честность.

 

Анри Арпиньи. Бриарский железнодорожный мост

Анри Арпиньи. Бриарский железнодорожный мост

 

Жан-Франсуа Милле (https://risovanye.ru/zhan-fransua-mille). Был сыном обычного крестьянина, что отличает его от других живописцев барбизонской школы. Свое 1-ое произведение с фермерским сюжетом нарисовал в 1948 году. В начале творческой дороги увлекался работами Пуссена и Микеланджело, а наибольшее влияние на Милле оказал живописец Шарль-Эмиль Жак. Милле являлся самым постоянным гостем леса Фонтенбло из всех представителей барбизонской школы. Милле даже скончался в Барбизоне. Произведения художника невероятно правдоподобны, в особенности, стоит обратить внимание на эти: «Собирательницы хвороста» (1850-е гг., ГМИИ им. Пушкина), «Сеятель» (1850, место хранения: Бостон), «Стога: осень» (1874, Музей Метрополитен), «Человек с мотыгой» (1863, место хранения: частная коллекция), «Анжелюс» (1857-59, хранится в музее д’Орсэ), «Весна» (1868—1873 годы; Музей д’Орсэ), «Собирательницы колосьев» (1857; место хранения: Музей д’Орсэ), «Уборка гречихи» (1868—1870 гг.; Бостон).

 

Жан-Франсуа Милле. Одуванчики

Жан-Франсуа Милле. Одуванчики

 

Исидор Даньян (https://risovanye.ru/isidor-danyan). Живописец обожал реалистичные пейзажи и был воодушевлен произведениями Лоррена. В целом, его стиль отличался как от барбизонцев, так и от представителей импрессионизма, ему свойственна глянцевая гладкость и частое использование в работах исторических архитектурных сооружений.

 

Исидор Даньян. Старый порт в Ницце

Исидор Даньян. Старый порт в Ницце

 

Шарль-Франсуа Добиньи (https://risovanye.ru/sharl-fransua-dobini). Основой творческой деятельности художника были картины сюжетного плана, на которые его вдохновила итальянская поездка. Добиньи был знаменитым мастером и иллюстрировал многие книги, знаменитых писателей, таких как Эжен Сю, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Поль де Кок и т.д. Склонность художника к правдивым пейзажам, возникла у художника после встречи с Камилем Коро. Изображение света в картинах Добиньи, выделяет мастера среди других барбизонцев и делает его произведения более схожими с произведениями представителей импрессионизма.

 

Шарль-Франсуа Добиньи. Парк в Сен-Клу

Шарль-Франсуа Добиньи. Парк в Сен-Клу

 

Нарсис де ла Пенья (https://risovanye.ru/narsis-de-la-penya). Живописец не сразу пришел к реалистичному изображению пейзажей. Продолжительное время он увлекался романтизмом в изобразительном искусстве и работами Корреджо (итальянский художник). Писал картины с нимфами и другими сказочными персонажами, а его творческие работы вызывали восхищение в Салоне. Тесное общение с Руссо выпало на 2-ую половину творческого пути живописца, они стали совместно писать полотна в лесу Фонтебло, и стилистический аспект живописи Диаза начал существенно меняться. Именно поздние пейзажи Нарсиса Вержиля Диаза де ла Пеньи стали весомым взносом в развитие художественного искусства, из произведений стоит выделить картины: «Лес в Фонтенбло» (1867 год, Бордо), «Возвышенность в Жан-де-Пари» (1867 год, Музей д’Орсэ), «Опушка леса» (1871 год, место хранения: Музей д’Орсэ), «Осень в Фонтенбло» (1872 г., хранится в ГМИИ им. Пушкина), «Лесная дорога» (1850-е, место хранения: Эрмитаж), «Старая мельница около Барбизона» (хранится в частной коллекции), «Пейзаж с сосной» (1864; Эрмитаж), «Дорога через лес» (1865—70 годы, место хранения: Музей д’Орсэ).

 

Нарсис де ла Пенья. Идиллия

Нарсис де ла Пенья. Идиллия

 

Франсуа-Луи Франсэ (https://risovanye.ru/fransua-lui-franse). В его полотнах есть аспекты классики и сказочности, что неудивительно, ведь художник начинал с создания изображений к книжным произведениям. Франсэ пробовал создавать свои произведения разнообразными средствами: углем, акварелью, чернилами, маслом. Он много проводил эксперименты с техническими нюансами написания полотен, что великолепно видно в разнообразии его произведений.

 

Франсуа-Луи Франсэ. Лес в Клиссоне

Франсуа-Луи Франсэ. Лес в Клиссоне

 

Адольф Аппиан (https://risovanye.ru/adolf-appian). Пожалуй, этот живописец добился замечательных результатов и как художник, и как гравер. Его полотна, написанные углем, ничуть не уступают по техническим нюансам тем, что были нарисованы маслом. Выразительность черного цвета - вот в чем важнейшая особенность его полотен.

 

Адольф Аппиан. Хорошо на обочине дороги

Адольф Аппиан. Хорошо на обочине дороги

 

К кругу художников барбизонской школы также относились:

 

  1. Сисери (1813—1890);
  2. Дюпре (1816—1879 годы);
  3. Анастази (1820—1889);
  4. Каба (1812—1893 годы) и некоторые другие.

 

Ученики барбизонцев, в отличие от своих учителей, не достигли значимых результатов и для многих остались малоизвестны.